1. Введение
В этой статье я хочу кратко остановиться на плагинах, предназначенных для обработки сигнала (в простонародье ? эффектах и примочках). Для тех, кто не знает, что такое плагин, (plugins ? по буржуйски, если перевести дословно, получится нечто вроде ?подключи к?), поясню: плагин ? это модуль, который подключается к какой либо программе (в нашем случае к программе обработки звука типа Cubase, Sonar и т.д.), в результате чего программа приобретает некие дополнительные функции (в нашем случае появляются дополнительные аудио-эффекты). В большинстве случаев плагины не могут работать самостоятельно, а работают только под управлением основной программы (ее еще называют программа-хост).
Плагины бывают двух типов: DX (директ-икс) ? плагины, использующие стандартный для Windows способ подключения к хост-программе, и VST- плагины, использующие стандарт фирмы Steinberg (фирма ? разработчик знаменитого Cubase). Для пользователя Cubase и WaveLab разницы практически нет, так как эти программы поддерживает оба формата. Пользователям Sonar, SoundForge и некоторых других программ не поддерживающих VST для использования VST-плагинов придется использовать специальную программу-адаптер. В дополнение к сказанному стоит заметить, что многие плагины-обработки поставляются не по одиночке, а целыми комплектами (пакетами).
2. Краткая справка по эффектам
В этой главе я кратко раскажу о назначении эффектов (полезно прочитать начинающим).
Приборы динамической обработки
Компрессор
Компрессор ? это прибор, позволяющий сгладить динамический диапазон сигнала. Если говорить упрощенно: то что было тихим, станет громче, а то что было громким, станет несколько тише. В результате звук станет более плотным. Кроме того компрессор позволяет выровнять технические дефекты записи: например при записи вокала вокалисты (особенно не опытные) мотают головой, размахивают туда-сюда микрофоном, периодически подпрыгивают, дрыгают ногами и вытворяют прочие развеселые выкрутасы, что приводит к плаванию уровня громкости. В этой (и во многих других ситуациях) поможет компрессор, который сгладит изменение уровня.
Применение компрессора также позволяет поднять уровень трэка, если простое увеличение уровня сигнала уже не помогает (начинается клипование).
Советы:
Если какой-либо трек звучит недостаточно мощно, не спешите выводить до конца его фейдер громкости или ставить ?крутую? компрессию. Сначала посмотрите, звук с каких треков может его заглушать. Приберите слишком громкие трэки. Это поможет вам сохранить прозрачность звука.
Первые претенденты на компрессирование это вокал и бас-гитара. Как правило их в той или иной мере компрессируют всегда. Трек гитары с овердрайвом и прочими ?металлическими? примочками компрессировать бессмысленно, т. к. подобные примочки сами по себе являются компрессорами. Дополнительная компрессия этих трэков приведет к перекомпрессии, т.е. к плоскому неразборчивому звуку.
Не переусердствуйте: перекомпрессия любого трека может привести к плоскому невнятному звучанию и к искажениям.
Обратите внимания на то, что компрессор, включенный после ревербератора (эффект искусственного эха) вытянет ?хвосты? реварберации, т.е. усилит эхо-эффект. Компрессирование тарелок приведет к тому, что их звук будет медленнее затухать, тарелка будет дольше ?шипеть?. Кроме того сильная компрессия обычно ?вытягивает? и усиливает присутствующие в исходном сигнале шумы.
Многополосный компрессор
Многополосный компрессор это достаточно сложный динамический прибор, который состоит из кроссовера (фильтра, разделяющего сигнал на несколько частотных полос. Обычно деление производится по принципу высокие-средние-низкие, но бывают и более сложные случаи, напр. четыре, пять и более полос), и нескольких модулей компрессии, каждый из которых производит компрессию в своей частотной области.
Зачем это нужно: Например компрессируется акустическая или ?непримоченная? гитара. Основа звука этих инструментов лежит в среднечастотной области (от 500 Гц до 5 кГц). Звук в низкочастотной области отвечает за плотность звучания, за ?мясо?. Если применить для обработки гитары обычный компрессор, то он откомпрессирует все частоты одинаково. Таким образом, пытаясь вытянуть ?середку?, мы заодно откомпрессируем ?басы?, что может привести к бубнящему, неразборчивому звуку, и ?верхи?, где находится шипение, производимое компонентами звуковой карты микрофонного предусилителя (если таковой имеется). Многополосный компрессор компрессирует каждую область частот отдельно, что позволяет, например в случае с гитарой, ?зажать? верхи выше 5 КГц, и наоброт, ?вытянуть? среднечастотную область. Очень неплохо применить многополосный компрессор для обработки вокала и бас-гитары. Возможно применение многополосного компрессора и в мастеринговой цепочке, для общей коррекции звука микса.
Нормалайзер
Самый беспонтовый из приборов динамической обработки. Этот эффект просто поднимает уровень сигнала таким образом, чтобы максимальный пиковый уровень сигнала был на уровне 0 дБ (иногда этот уровень можно регулировать). В некоторых источниках рекомендуют производить нормализацию трека сразу после его записи. Подобный подход позволяет свести к минимуму цифровые искажения звука, связанные с ?потерей битности? низкоуровневых сигналов. Хотя трек, с правиолно подобранным уровнем записи в подобной обработке не нуждается.
Максимайзер
Максимайзер ? это разновидность компрессора, предназначенная для финального мастеринга (т.е. для обработки уже сведенного произведения). Если говорить упрощенно, то компрессия в максимайзере происходит таким образом, что он не реагирует на мелкие всплески сигнала, а усиливает усредненную (обычно среденквадратическую) мощность. Обычно мастеринговый максимайзер работает в сочетании с лимитером, т.е. прибором, который не дает сигналу превысить неекоторый уровень (обычно 0 дБ).
Советы:
Если вы вещаете мастеринговый лимитер-максимайзер в мастер-секцию вашего редактора (Sonar, Cubase), вешайте его последним (перед дизиринговым процессором, если он идет отдельным плагином).
Сначала сведите композицию без максимайзера, таким образом, чтобы уровень сигнала не превышал 0 дБ (иногда в пиках можно допустить незначительное клипование, его впоследствии сгладит лимитер), после чего подключите лимитер-максимайзер, и установите желаемый уровень компрессии (обычно 2,5-3 дБ) .
Возможно после этого потребуется дополнительная корректировка уровней некоторых дорожек.
Не переусердствуйте. Если вы установите слишком большой уровень компрессии, то звук начнет ?проваливаться?, появятся искажения.
Деэссер
Дээссер ? это прибор, производящий компрессию в узкой области частот, соответствующей шипящим и свистящим звукам (с, ш, щ, ц, ч) таким образом, чтобы избежать в этом диапазоне резких всплесков и выбросов. Использование дээссера позволяет сгладить дефекты исполнения, когда вокалист слишком ?цыкает?, ?плюется?, и т.д.
Психоакустические преобразователи
Психоаккустические преобразователи ? это приборы, обрабатывающие звук с учетом физиологических и психодогических особенностей восприятия звука человеческим ухом.
Энхансеры и эксайтеры
Эти приборы относятся к классу психоаккустических преобразователей. В основное их работы лежит спектральное обогащение исходного сигнала специальным образом сгенерированными гармониками. Если перевести все это на нормальный человеческий язык то звук становится более ярким, а партии инструментов ? более разборчивыми. Эксайтерами можно обрабатывать как отдельные инструменты, так и всю композицию в целом. Особенно хорош эксайтер для обработки голоса.
Советы:
Неправильная настройка эксайтера может привести к искаженному звуку и усилению высокочастотного шипения.
Если в цепочке обработки сигнала участвует ревербератор, то лучше ставить эксайтер до него, во избежание насыщения шумового ?хвоста? реверберации.
Ламповые Амплиффер-моделлеры и комбо-эмуляторы
Это целый класс устройств, позволяющий приблизить звучание к опять входящему в моду старинному ламповому звуку. Комбо-эмуляторы предназначены в первую очередь для обработки электрогитар, и зачастую содержат модули овер-драйва, хоруса и других гитарных примочек. Эмуляторы ламповых усилителей предназначены для мастеринговой обрабртки сигнала.
Дизиринг-процессоры
Если не вдаваться в подробные и сложные описания, то дело обстоит примерно так: процессы преобразования аналогового аналогового звукового сигнала в цифровой и цифрового в аналоговый сопровождаются специфическими искажениями сигнала, (появлением так называемого шума квантования). Дизиринг-процессор добавляет к обрабатываемому сигналу специальным образом подобранный шум, который маскирует шум квантования. Такой вот парадокс: добавляем к сигналу шум, в результате звук получается чище. Кроме того процессоры дизиринга часто бывают совмещены с системой нойз-шеипинга. Суть нойз-шейпинга заключается в переведении получившейся после дизиринга шумовой компоненты сигнала в область частот, слабо воспринимаемую человеческим ухом.
Советы:
Хотя на практике разницу между сигналом, прошедшим дизиринг-обработку и не прошедшим ее можно услышать только на хороших студийных мониторах использовать дизеринг при мастеринге все же следует (по крайней мере хуже от этого никому не будет). Особенно это касается случаев, когда треки в проекте имеют частоту дискретизации 48.000 Гц, а сведение производится на обычный CD с качеством 44.100 Гц.
Внимательно следите за тем, чтобы дизеринг был включен только один раз. В противном случае увеличится уровень шума.
Включайте дизиринговый процессор в мастеринговой цепочке последним (обычно сразу после лимитера-максимайзера).
Приборы частотной коррекции
Эквалайзеры, фильтры
Частотные фильтры и эквалайзеры, наравне с приборами динамической обработки, можно назвать самым главным инструментом звукооператора. С помощью фильтров можно ?развести? инструменты по частотам, сделать микс более прозрачным и сбалансированным. Но неумелое использование фильтров может и напрочь ?убить? звук, создать перегруженное, грязное звучание. Применение фильтров (или эквализация) это целая наука, которой можно посвятить не одну статью. Но основной критерий, это конечно же уши...
Фильтры бывают разные, низкочастотные фильтры, (LP), высокочастотные фильтры (HP), полосовые фильтры режекторные (заграждающие), а так-же эквалаизеры ? приборы состоящие из нескольких десятков полосовфх фильтров, из которых можно самостоятельно выстроить практически любой фильтр. Рассмотреть все принципы эквализации в рамках небольшой статьи не представляется возможным, да честно говоря я и сам в этом порой плаваю...
Но пару хороших советов дать могу:
Лучше отрезать, чем накрутить. Не спешите добавлять фильтром (эквалайзером) уровень каких-либо характерных частот инструмента, возможно просто нужно найти частоты, которые ?забивают? звук. Срежьте эти частоты, и вы выделите инструмент, сохранив прозрачность звучания.
Срезайте ненужное. Если вы обнаружили у бас-гитары что-то выше 5 Кгц, это можно смело срезать (основной звук бас ? гитары формируется в диапазоне 150 -800 Гц, в районе 1,5 ? 5 Кгц лежат частоты, ответственные за щелчки струн и ?пальцовку?, а выше ? грязь, мусор, шип и высокочастотные наводки). А у хай-хета можно смело отрезать все ниже 100-300 Гц, общий звук от этого только выиграет.
Приборы, основанные на временной задержке сигнала
Делэй
Делэй в грубом переводе с английского означает задержать. В принципе это отражает сущность прибора в простейшем случае ? он состоит одной или нескольких из линий задержки, которые как попугаи повторяют входной сигнал. В результате получается нечто вроде эхо в горах. Особенно вкусно этот эффект выглядит, когда скорость повтора кратна темпу композиции. Можно повесить подобный эффект на гитару, или на ключевые слова вокальной партии (типа ?кровь?, ?любовь?, ?смерть?, ?Сатана?, т т.д.).
Ревербератор (ревер)
В примитивном случае ревер представляет собой делей, часть сигнала с выхода которого поступает обратно на вход. В результате получается ?хвост?, состоящий из большого числа затухающих повторов, что имитирует многократные отражения сигнала от пола, стен, и т.д. в реальном помешении. Существуют ревербераторы на более сложных принципах, напр. конволюционные ревербераторы, суть действия которых заключается в востоновлении аккустических свойств помещения по единственному эхо-образцу (так называемому импульсу), путем сложных математических процедур.
Хорус
Хорус- это прибор, иммитирующий эффект хорового пения, который достигается путем сложения двух сигналов: исходного, и сигнала с небольной задержкой. Обычно параметры модуля задержки модулируется низкочастотным генератором, что создает специфический ?плавающий? эффект. Хорус ? очень хорош для обработки вокала и ?непримоченных? электрогитар, создает теплое и немного старомодное звучание.
Фленжер.
Если говорить упрощенно, то фленжер ? это экстремальный вариант хоруса. Создает своеобразное очень узнаваемое звучание. В настоящее время используется довольно редко.
Совет: При работе с подобными приборами старайтесь подобрать частоту модуляции, скорость повтора, и тому подобные параметры кратными скорости вашей песни. На многих плагинах есть кнопка ?SYNC? или что-то в этом роде...
Если подобной кнопки нет, можно подстроить скорость вручную, например под метроном или под бас-бочку...
Иногда в плагинах присутствует кнопка ?TAP?. Кликая мышкой по этой кнопке в такт ритму можно подобрать необходимую скорость повторов.
3. Пакеты обработок
Как правило, установив на компьютер 2-3 пакета обработок можно удовлетворить основные потребности. Все, что ставится дополнительно ? скорее всего относится к экзотике. Я опишу пакеты, которые прочно прижились на моем компьютере.
Пакет dB-Audio
Пакет dB-Audio это достаточно простой по интерфейсу, не сильно нагружающий систему и в то же время достаточно мощный и гибкий инструмент, содержащий в себе несколько плагинов для динамической обработки сигнала.
Набор включает компрессор (1), мастеринговый лимитер-максимайзер (2), деэссэр (3) , многополосный динамический процессор(4) и делэй (5).
Рис. 1. Пакет db-Audio во всей красе.
Рекомендации по применению:
Многополосный компрессор очень хорош для обработки гитар и вокала. В отличии от многих других подобных приборов он не очень сильно нагружает систему.
Мастеринговый лимитер
Очень удобно использовать при финальном мастеринге, благодаря наличию встроенного дизеринг-процессора. Остальные плагины я использую достаточно редко, т.к. у них есть более качественные аналоги.
Пакет Hyperprizm
Этот комплект состоит из 35 плагинов, имеющих схожий дизайн, отличительной особенностью которого является наличие настраиваемого координатного поля с управляющим бегунком. Плагины имеют встроенную 32-битную обработку и соответственно высокое качество обработки сигнала. Некоторые из них могут прилично нагружать систему. Этот комплект содержит практически все необходимое для обработки и сведения аудиоматериала. Недостает пожалуй только эквалайзера и многополосного компрессора.
Рекомендации по применению:
Наиболее часто я использую Hyperprism Harmonic Exciter ? эксаййтер, который может пригодиться для обработки вокала, а так же финального мастеринга. Неплохо работает Hyperprism Quasi-Stereo ? расширитель стереобазы. Стоит обратить внимание и на ревера, которых в комплекте предостаточно. Вообще, все плагины комплекта неплохи, но если ресурсы машины позволяют, можно найти и более мощную и качественную обработку.
Пакет Waves Platinum 4
Рис. 4. Waves Ultramaximaizer L1+ . Максимайзер, лимитер и дезиринг-процессор в одном приборе. идеален для финальной мастеринговой обработки.
Это очень серьезный пакет, содержащий более сорока плагинов. В состав входят коспрессоры, многополосные компрессоры, эквалайзеры, мастеринговые лимитеры, шумодавы, и еще много чего. Все это делает пакет практически незаменимым при обработке и сведении сигнала (кстати, официальная цена пакета ? более 2000 баксов). Большинство плагинов поставляется в двух вариантах: монофоническом и стереофоническом (а некоторые даже в трех моно, стерио и m/s). Сделано это очевидно для того, чтобы не перегружать систему при обработке моно-сигнала, и без дополнительных преобразований обрабатывать сигналы формата m/s (этот формат применяется в радиовещании) .
Waves AudioTrack
Waves AudioTrack Mono
Waves Cl comp
Waves Cl comp Mono
Waves Cl comp-gate
Waves Cl comp-gate Mono
Waves Cl comp-sc
Waves Cl comp-sc Mono
Waves Cl gate
Waves Cl gate Mono
Waves C4
Waves C4 Mono
Waves DeEsser
Waves DeEsser Mono
Waves Doppler
Waves Doppler m/s
Waves Enigma
Waves Enigma m/s
Waves L1+ Ultramaximaizer
Waves LinEq Broadband
Waves LinEq Broadband Mono
Waves LinEq Lowband
Waves LinEq Lowband Mono
Waves LinMB
Waves LinMB Mono
Waves MaxxBass
Waves MaxxBass Mono
Waves MetaFlanger
Waves MetaFlanger m/s
Waves MetaFlanger Mono
Waves MondoMod
Waves MondoMod m/s
Waves MondoMod Mono
Waves PAZ Analyzer
Waves PAZ Frequency
Waves PAZ Frequency Mono
Waves PAZ Meters
Waves PAZ Meters Mono
Waves PAZ Position
Waves Ql-Paragraphic EQ
Waves Ql-Paragraphic EQ Mono
Waves QlO-Paragraphic EQ
Waves QlO-Paragraphic EQ Mono
Waves Q2-Paragraphic EQ
Waves Q2-Paragraphic EQ Mono
Waves Q3-Paragraphic EQ
Waves Q3-Paragraphic EQ Mono
Waves Q4-Paragraphic EQ
Waves Q4-Paragraphic EQ Mono
Waves Q6-Paragraphic EQ
Waves Q6-Paragraphic EQ Mono
Waves Q8-Paragraphic EQ
Waves Q8-Paragraphic EQ Mono
Waves RBass
Waves RBass Mono
Waves RChannel
Waves RChannel m/s
Waves RChannel Mono
Waves RComp
Waves RComp Mono
Waves RDeEsser
Waves RDeEsser Mono
Waves REQ 2 bands
Waves REQ 2 bands Mono
Waves REQ 4 bands
Waves REQ 6 bands
Waves REQ 6 bands Mono
Waves RVerb
Waves RVerb m/s
Waves RVox
Waves RVox Mono
Waves Sl-Imager
Waves SI-MS Matrix
Waves Si-Shuffler
Waves SuperTap 2-Taps Mod
Waves SuperTap 2-Taps Mod m/s
Waves SuperTap 2-Taps Mod Mono
Waves SuperTap 6-Taps Mod
Waves SuperTap 6-Taps Mod m/s
Waves SuperTap 6-Taps Mod Mono
Waves TrueVerb
Waves TrueVerb m/s
Waves TrueVerb Mono
Waves UltraPitch 3-Voice
Waves UltraPitch 3-Voice m/s
Waves UltraPitch 3-Voice Mono
Waves UltraPitch 6-Voice
Waves UltraPitch 6-Voice m/s
Waves UltraPitch 6-Voice Mono
Waves UltraPitch Shift
Waves UltraPitch Shift m/s
Waves UltraPitch Shift Mono
Waves X-Click
Waves X-Click Mono
Waves X-Crackle
Waves X-Crackle Mono
Waves X-Hum
Waves X-Hum Mono
Waves X-Noise
Waves X-Noise Mono
Рис. 5 Полный список плагинов пакета Waves Platinum 4. ?Вах, харашо!!!?
Рекомендации по применению:
Плагины фирмы Waves это чемпионы по чистоте и качеству. Во многих из них используется внутренняя 48-битная обработка и очень навороченные алгоритмы. В то же время все это приводит к ощутимой загрузке процессора. Кроме того, некоторые плагины (в основном шумодавы т и.п.) создают задержку воспроизведения, что при обработке сигнала в ?реалтайме? может привести к рассинхронизации.
Поэтому имеет смысл в некоторых случаях использовать деструктивную обработку во внешнем звуковом редакторе (напр. в.WaveLab). В первую очередь это касается процедуры ?зачистки? шумов, и предварительной частотной коррекции (Например, у низы у хета).
Наиболее используемые плагины:
Waves Ultramaximaizer L1+ Мастеринговый лимитер, совмещенный с дизиринг-процессором
Waves True Verb ? Сверхкачественный ревербератор
Waves Enigma ? Смесь фленжера с ревером, для получения ?космических? звуков.
Waves EQ -10 ? Десятиполосный эквалайзер.
Waves C4 ? Многополосный динамический процессор (многополосный компрессор).
Waves X-Hum- удаление гула (наводки от сети и проч.)
Waves X-Noise ? удаление шумов (шипение, помехи)
Waves X-Crack ? удаление щелчков, треска
Комплект Steinberg Mastering Editions
Рис. 6 Free Filter... Вот ты какой, олень северный!
Комплект состоит из шести плагинов, ориентированных в первую очередь на мастеринг.
Steinberg Loundess Maximaizer - простенький максимайзер.
Steinberg Magnetto - имитатор искажений, вносимых студийным бобинным магнитофоном
Steinberg PhaseScope ? измеритель стереобазы
Steinberg ME Compressor ? трехполосный компрессор.
Steinberg ME Free Filter - эквалайзер с возможностью ?самообучения?
Steinberg Spectralaizer ? нечто непонятное, вроде гармонайзера.
Практически они не представляют особой ценности, за исключением, пожалуй Free Filtr. По сути он представляет из себя специфический эквалайзер. Основная ?фишка? этого плагина ? возможность ?обучения? фильтра.
Основная идея в следующем: сначала через плагин прогоняется ?эталонная? композиция, к звучанию которой вы хотите приблизить звучание. Со звука снимаются частотные характеристики и создается звуковой профиль. Потом через плагин прогоняется проготовленная к мастерингу фонограмма, после чего плагин автоматически строит переходную частотную кривую. Таким образом можно снять звуковой профиль например с ?Metallica? или ?Ramstain?, и наложить его на свое произведение. Не стоит думать, что подобная процедура придаст вашему миксу качество прототипов, с которых сняты звуковые профили, в конце концов это только разновидность частотной коррекции. Тем не менее подобная обработка позволяет добиться поистине потрясающего звучания.
Плагины Izotope
Рис. 7 Izotope Ozone-3 ? удачное решение для финального мастеринга!!!
Плагины от фирмы ?Izotope? отличает превосходное качество звука и оригинальный дизайн. Хотя каждый из плагинов ставится отдельно от своих ?сородичей?, благодаря общности интерфейса они представляют некое подобие пакета. На настоящее время мне известно четыре плагина: Izotope Ozone ? 3, Izotope Trash и Izotope Vinyl и Izotope Spectron.
Izotope-3
Это очень мощный плагин, предназначенный для финального мастеринга. Включает в себя ультрамаксимайзер, мастеринговый ревер, зквалайзер, многополосный компрессор, многополосный(!) эксайтер, расширитель стереобазы и дезиринг-процессор ?в одной коробке?. Плагин существенно нагружает систему, но он того стоит... Один этот плагин способен выполнить весь мастеринг и заменить всю мастеринговую секцию.
Izotope Trash
Рис. 8 Izotope Trash ? Обработаем гитары и басы.
Этот плагин, ориентированный на обработку гитар и бас-гитар. Наиболее полезным является наличие встроенного комбоэмулятора. Имеются также несколько эквалайзеров, компрессор ? лимитер и иммитатор овердрайва. Приятный и качественный звук. Рекомендуется всем.
Izotope Vinyl
Иммитатор старинного винилового звука. Добавляет треск и щелчки, имитируя звучание граммпластинки.
Рис. 8 Щелчки, потрескивания, гул и скрежет мотора, тупая патефонная игла и статические разряды ? все это он добавит в звук .
Пригодится в первую очередь для стилизации своих щедевров под старину. Может комк для чего еще сгодится...
Izotope Spectron
Рис. 9 Izotope Spectron. Эквалайзер с подвыподвертом.
Это типа эквалайзер. Но не просто эквалайзер, а с ?подвыподвертом?. Позволяет, например, осуществлять частотное параномирование (типа низкие-в левый, высокие-в правый), создавать глючную многополосную ревебирацию (свои параметры ревера для каждой полосы) и вытворить еще много прикольных финтов. Пригодится в первую очередь маньякам ? экспериментаторам.
Рекомендации по применению:
Izotope Ozone - идеальный плагин для финального мастеринга, особенно Dance-миксов и жесткого рока. Дает очень яркий и сочный звук (хотя, возможно, для получения мягкого аккустического саунда этот плагин может не подойти).
Izotope Trash подойдет для обработки практически любого элекрического гитарного звука, начиная от драйвовых и ритам -гитар и заканчивая бас-гитарами. С помощью плагина можно обработать чистую гитару для получения драйва, симитировать звучание разнообразных ?комбов? и ?кабинетов?, подкомпрессировать звук, произвести частотную коррекцию и окончательную доводку гитарного саунда. Особенно полезен для обработки гитар записанных ?в линию?, для иммитации комбикового звучания.
Izotope Vinyl и Izotope Spectron пригодятся для получения различных спецэффектов.
Добро пожаловать
Присоединяйтесь к нам сейчас, чтобы получить доступ ко всем функциями форума. После регистрации и входа в систему вы сможете создавать темы, отвечать на сообщения, оценивать темы, выставлять репутации другим пользователям, получать свои собственные личные сообщения, и многое другое. Все это быстро и совершенно бесплатно.